Павел Григорчук (left_md) wrote,
Павел Григорчук
left_md

40 лет без Че…

Он был врачом по образованию, но решил лечить социальные язвы, а не человеческие болезни. С раннего детства его одолевала бронхиальная астма, но это не мешало ему стать борцом за социальную справедливость и свободу в глобальном масштабе. Че жил во времена Сартра, Де Голля, Хрущева и Кеннеди, но самым известным и популярным политиком XX века суждено было стать именно ему. На прошлой неделе, 9 октября, исполнилось 40 лет со дня смерти великого революционера, кумира всей студенческой молодежи второй половины XX века и человека, ставшим «Иконой левой молодежи», Эрнесто Че Гевары де ла Серна.

Вообще-то об известных людях чаще всего вспоминают в день их рождения, а не трагической смерти. Но еще за несколько дней до печальной даты весь Интернет, телевидение и печатные СМИ уже пестрели разными материалами о феномене личности Че Гевары. Сотни документальных фильмов, тысячи новостных репортажей, десятки тысяч газетных полос и неисчислимое количество электронных дневников-блогов на протяжении всей прошедшей недели анализировали и восхваляли команданте, критиковали и славили поступки самого известного в мировой истории революционера. Причина тому не увядающая популярность Че Гевары на протяжении последних 40 лет.

 Сообщение о смерти Че повергло в шок миллионы молодых людей. Когда Фидель Кастро 15 октября 1967 года подтвердил сообщение о гибели команданте, в среде молодежи поднялась огромная волна возмущения. Тысячи студентов по всему миру проводили массовые демонстрации и нападения на посольства и дипломатические представительства США. В это же время знаменитое фото Че Гевары с беретом сделанное фотографом Альберто Корда становится непременным атрибутом любой майки бастующего студента и любого плаката на молодежных акциях протеста. В революционном 1968 году «новые левые» своим теоретическим лидером считали Жана-Поля Сартра, а духовным, бесспорно, Че Гевару.

Че Гевара стал символом социальной борьбы за свободу и справедливость. И хотя эти протестные действия «новых левых» не совсем совпадали с теорией Че о «революционных очагах», которая заключалась в том, что группа из идейно подкованных 30-50 человек может вызвать революцию в любой стране, все же Эрнесто Че Гевара стал кумиром молодежи, а его знаменитый портрет знаменем, пусть и абстрактной, но борьбы за свободу.

 Впрочем, многие, говоря о портрете Че в берете, часто упоминают, что он превратил великого революционера во всемирно известный коммерческий бренд, что многие сегодня носят майку с изображением Че, даже не зная его полного имени, что наверняка самому Че это бы не понравилось, ведь он «боролся с капитализмом». Это все звучит правильно, но следует заметить, что многие также часто говоря об известном портрете Че Гевары, замечают поразительное сходство его изображения с иконным ликом распятого Христа. И в этом есть еще одна особенность «феномена Че Гевары».

 Коренное население Боливии – индейцы, и крестьяне не сумели понять идей Че Гевары, для них он оставался «приезжим». Теория команданте о стремительном революционном движении в странах третьего мира вызванного группой революционеров терпела неудачу. И даже наоборот крестьяне, замечая группу людей с оружием в руках, спешно сообщали об этом боливийским властям. Так Че Гевара был пойман и убит «рейнджерами» по причине доносов крестьян, ради которых он и затевал свое правое дело. Но позже эти самые крестьяне, после смерти команданте, когда его тело было выставлено на показ, поражаясь его сходству с иконным ликом Христа, тайком срезали с его головы пряди волос и стали называть его «Святым Эрнесто Игерским» (Сан Эрнесто де Ла-Игера). До сих пор в местечке Ла-Игера ходят истории о чудесных творениях Сан Эрнесто, который в жизни был настоящим атеистом.

Смерть Че стала искуплением перед революцией. Он потерпел неудачу не вызвав поддержки среди индейцев, чтобы затем став их мучеником, его идеи нашли новое начало в Боливии и наверное символично, что первым кто в Боливии назвал себя идейным последователем Эрнесто Че Гевары стал президент-социалист представитель коренного населения – индейцев, Эво Моралес.

 В истории революционного движения Латинской Америки есть немало настоящих героев, которые всю свою жизнь также как и Че боролись за социальную справедливость, социализм и свободу. Но ни Сальвадор Альенде, который, как и Че Гевара был врачом по образованию и социалистом по убеждениям, ни соратник Гевары по кубинской революции Фидель Кастро и даже известный на всем латиноамериканском континенте Симон Боливар не сумели стать символами неутолимого стремления к свободе и справедливости, как им стал великий революционер и команданте Эрнесто Че Гевара де ла Серна.

 Знаменитый портрет команданте превратил его в «глобальный бренд», используемый для рекламы продаж всего, что только можно произвести частным капиталом, но вместе с тем лицо Че Гевары с беретом и склокоченой бородой стало символом его идеи о нескончаемой революции. О верности выбранных Геварой идей можно судить лишь потому как сегодня вся Латинская Америка стремительно «краснеет», а сотни тысяч молодых людей по всему миру до сих пор носят на своей груди «икону», икону справедливости, свободы и молодежного протеста.

 

© С. Пауль.

ЛЕВЫЙ ВАРИАНТ

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments